(по материалам сайта https://tunnel.ru)
В Новгороде 20 сентября 1862 года в присутствии императора Александра II с семьей и свитой торжественно был открыт памятник «Тысячелетие России» — первый монумент, посвященный российскому государству.
Первоначально памятный монумент предполагалось воздвигнуть в честь князя Рюрика. Однако после обсуждения этого проекта в Комитете министров в 1857 году появилось мнение, что памятник должен отображать все исторические этапы 1000- летия призвания Рюрика на княжение. По пожеланию министра внутренних дел и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника.
На конкурс было подано 53 проекта. Право оценить их предоставили Совету Академии художеств. 1 ноября 1859 года лучшим была признана работа М.О. Микешина. Получив одобрение Александра II, Совет привлек к созданию памятника сразу несколько мастеров. Скульптурные группы Михаила Романова, князя Владимира и Дмитрия Донского заказали академику Р.К. Залеману, фигуру Рюрика – академику П.С. Михайлову, а фигуры Петра I, Ивана III и верхнюю часть монумента – М.О. Микешину и И.Н. Шредеру. Решетка, рельефы и 129 фигур памятника были изготовлены в литейных мастерских Санкт-Петербурга.
Закладка памятника состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода, между Софийским собором и зданием присутственных мест. Монумент получился внушительным. Высота 15,7 м, диаметр гранитного постамента – 9 м, высота скульптурных групп – 3,7 м.
В связи с возведением и торжественным открытием памятника в 1862 году Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен праздничный парад, торжества длились три дня.
В этот же день: открыта первая в России консерватория.
По инициативе А.Г. Рубинштейна – выдающегося пианиста, композитора и общественного деятеля, и при попечительстве великой княгини Елены Павловны на базе классов Русского музыкального общества 20 сентября 1862 года состоялось открытие Санкт-Петербургской государственной консерватории, которая стала первым в России высшим музыкальным учебным заведением.
Первым артистическим директором Консерватории стал Рубинштейн, которому сразу же был пожалован чин действительного статского советника. Он же стал профессором по классу фортепиано. Также профессорами были: Ф. Лешетицкий, Г. Венявский, К. Шуберт, К. Давыдов, А. Цабель, К. Эверарди и другие выдающиеся музыканты.
В первый год было принято 179 учеников. И первым выпускником по классу композиции стал П.И. Чайковский, который окончил её в 1865 году с большой серебряной медалью. Именам многих выпускников Петербургской консерватории суждено было войти и остаться в истории мировой культуры.
В 1871 году на должность профессора одной из кафедр был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность стала началом нового этапа в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Он воспитал многих выдающихся музыкантов, стал автором первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, актуальных и в настоящее время.
В настоящее время Санкт-Петербургская государственная консерватория – старейший и один из ведущих музыкальных вузов России. Среди профессоров и воспитанников Консерватории – прославленные имена композиторов, дирижеров и режиссеров оперы, балетмейстеров, пианистов, вокалистов, оркестровых музыкантов. Значительна когорта музыкантов-ученых.
В начале XXI века Консерватория возрождает и приумножает традиции предшественников. Проводятся международные симпозиумы и мастер-классы, поддерживаются творческие связи с крупнейшими университетами и музыкально-учебными заведениями других стран.
В 1995 году Указом Президента РФ Санкт-Петербургская консерватория внесена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Гордостью Консерватории является историческое здание, построенное специально для нее в 1896 году.