(по материалам книги «Два века в пути»)
1941 — 1945 годы
Временное отступление советских войск в первый период войны вызвало необходимость эвакуации промышленных предприятий, часть их оборудования пришлось уничтожить. Всё это привело к падению производства в ряде отраслей. Бумажная промышленность к концу 1941 года лишилась почти половины своих производственных мощностей. В восточные районы страны было эвакуировано 43 бумагоделательные машины производительностью 315 тыс. тонн бумаги в год, 23 дефибрера и много другого оборудования. Работа действующих предприятий осложнялась недостатком сеток и сукон в связи с эвакуацией комбината имени Тельмана и Кольчугинского завода – единственных в то время поставщиков одежды машин. Малинская фабрика – единственное в стране предприятие по производству конденсаторной бумаги – оказалась на временно захваченной врагом территории, и Государственный Комитет Обороны возложил её производство на «Красный Курсант».
К этому времени коллектив фабрики состоял из 559 человек, в том числе 243-х рабочих основного производства – значительно меньше, чем было нужно. В партийной организации осталось только 18 коммунистов, затем она пополнилась ещё 17-ю, прибывшими с Малинской фабрики (Партархив Кировского обкома КПСС, ф.126, оп.1, д.40, лл.22-26).
Конденсаторная бумага – это электроизоляционная бумага толщиной 15-10 и менее микрон, способная выдерживать нагревание и напряжение электрического поля. Она применяется в качестве основного электроизоляционного материала в конденсаторах разных типов, работающих в разных условиях, при постоянном и переменном напряжении. Технология её производства очень сложна и во многом отличается от технологии других сортов. Конденсаторная бумага изготавливается из сульфатной целлюлозы и воды высокой степени химической чистоты.
На «Красном Курсанте» вырабатывали главным образом плотные сорта бумаги, теперь же предстояло освоить тончайшую, опыта производства которой коллектив не имел. Но все понимали: без конденсаторной бумаги не может работать ни один электромотор.
Коллектив фабрики, возглавляемый директором Александром Филипповичем Наумовым и секретарем партийного бюро А.А. Метелёвым, проявил много изобретательности и умения, вложил огромный труд, чтобы выполнить ответственное задание ГКО. Для выпуска конденсаторной бумаги была выделена вторая бумагоделательная машина.
Основным сырьём являлась тряпка, перерабатываемая в полумассу. Без опыта было очень трудно получить массу нужного помола, с определенной длиной волокна и температурой размола до 97 градусов. Продолжительность оборота ролла доходила до 110 часов.
Много труда и умения вложил старший рольщик И.А. Мамаев, чтобы установить режим присадки рольных барабанов. Подкладывая через определенное время железные планки под рычажное устройство барабанов, он нашёл оптимальный график, и время размола удалось сократить сначала до 80, а затем и до 10-12 часов. Многое делали для освоения режима помола рольщицы Т.И. Костина, Т.Г. Рылова, А.П. Лыкова и В.А. Урванцева. Отлив бумаги вели самые опытные сеточники-стахановцы В.П. Лебедев и Н.М. Рычков.
Пришлось осваивать новую операцию – резку конденсаторной бумаги. Это ювелирная работа требовала большого навыка в обращении с ленточками бумаги шириной до 15 мм, тончайшей настройки станка и умения управлять им. Взялись за неё женщины: начальник отделочного цеха Мария Андреевна Потехина, бобинорезчицы О.М. Новикова (Мельчакова), Н.Г. Злобина, В.Т. Колобова (Катюхина), Л.С. Злобина, А.А. Макарова, М.Н. Рысева, И.Г. Соколова, Т.Ф. Чепурных.
8 сентября 1941 года были получены первые образцы конденсаторной бумаги, а в ноябре – первые бобины. Всего в 1941 году промышленность страны получила с «Красного Курсанта» 5,6 тонны конденсаторной бумаги в бобинах – 280% плана и 7,9 тонны листовой бумаги – почти в 8 раз больше плана. Это была победа всего коллектива цеха во главе с его начальником В.Я. Мальцевым. Большую помощь оказали главный инженер фабрики В.К. Ничего, начальник производства Р.П. Рубинштейн и инженер С.Е. Горностайпольский, эвакуированные с Малинской фабрики.
Для производства конденсаторной бумаги не хватало сырья – тряпки. Тогда решили использовать отходы льнопереработки (котонин), а затем перешли на сульфатную целлюлозу.
В первые годы Великой Отечественной войны конденсаторной бумагой «Красного Курсанта» снабжалась вся электротехническая промышленность страны.
Полным ходом работала и первая бумагоделательная машина, на которой вырабатывали бумагу курительную, раскурочную, этикетную, обёрточную и листовой филигран. Позднее, в 1943 году, был освоен выпуск копировальной бумаги и лент для пишущих машин на оборудовании фабрики «Союз», эвакуированном из Москвы. Возглавил производство начальник цеха А.Т. Бородулькин.
пропитчица копировальной бумаги,
на фабрике с 1942 года.
теплотехник паросилового цеха,
на фабрике с 1938 года.
7 ноября 1941 года коллектив фабрики собрался в Доме культуры, чтобы отметить 24-ую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Как клятва верности Родине прозвучали слова единогласно принятой резолюции: «Вместе со всеми советскими людьми мы будем делать всё зависящее от нас, чтобы помочь Красной Армии разгромить и навсегда уничтожить лютых врагов всего прогрессивного человечества – кровавых фашистских палачей. Работая на трудовом посту, мы готовы перенести любые лишения, готовы на любые жертвы, чтобы способствовать делу защиты нашей Родины» (ГАКО, ф. 3497, оп. 1, д. 13, л. 82). Это обязательство выполнялось с честью: задание по производительности труда на 1941 год было выполнено на 128,9%, выработка на одного производственного рабочего составила 13687 рублей. Уход в армию многих опытных рабочих остро поставил проблему кадров. На фабрику вернулись пенсионеры, пришли домохозяйки, подростки. С Украины и Белоруссии прибыли эвакуированные рабочие фабрик Малинской и «Спартак». Для заготовки и подвозки торфа и леса привлекались колхозники. И всё же работать приходилось с огромным напряжением. Рабочий день продолжался 12 часов, а опытные рабочие часто оставались после смены, чтобы обучать новичков, совмещали несколько должностей. Так, коммунист Д.С. Урванцев одновременно выполнял обязанности сеточника и сменного мастера.
В это трудное время огромную роль сыграли женщины, заменившие ушедших на фронт мужей, сыновей и братьев. Они смело шли на решающие участки производства. До войны профессия сеточника бумагоделательной машины считалась исключительно мужской. Но М.И. Дулова, А.Р. Казакова, А.И. Рычкова овладели ею и перевыполняли плановые задания. Высокое качество наката бумаги обеспечивали Л.Ф. Койкова и М.Н. Чудиновских. З.А. Лопаткина, С.В. Метелёва, Н.И. Семакова заняли места у сушильных барабанов. Т.Г. Рылова обучила своей профессии Ю.В. Бакулину, Т.И. Костину, А.П. Лысову, Н.И. Панишеву, В.А. Урванцеву, и они, по её примеру, стали старшими рольщиками. Женщины работали слесарями, электромонтёрами, а Н.И. Дехтерева – машинистом паровой машины. Они становились руководителями производства и проявляли большие организаторские способности. Все годы войны была начальником тряпичного цеха Е.К. Бокова, М.А. Потехина возглавляла отделочный цех, а Т.З. Домрачева – транспортный.
Татьяна Захаровна Домрачева, как и многие другие, пришла на фабрику юной девушкой, освоила работу на тряпкорубочной машине, стала стахановкой, коммунисты фабрики приняли её в свои ряды и дали важное поручение: вести работу среди женщин. В 1942 году её выдвинули на должность начальника транспортного цеха, который располагал единственным видом транспорта – тринадцатью лошадьми. Конюхами, возчиками и грузчиками были тоже женщины. Они и обеспечивали все фабричные перевозки.
Екатерина Ивановна Михлякова работала на фабрике с 1926 года, во время войны её избрали председателем фабричного комитета профсоюза. Она всегда была там, где трудно, умела увлечь за собой, воодушевить, а если нужно – ободрить и поддержать.
Женщинам приходилось выполнять не только сложную, но порой и очень тяжёлую работу. Кипы тряпки, тюки целлюлозы весом от 120 до 250 килограммов вручную сгружали с барж и на себе поднимали на высокий берег Вятки. В тряпичном цехе женщины вручную сортировали тряпку, резали её ножами, рубили тряпкорубкой, складывали в кули и на лошадях везли к роллам.
В первую военную зиму коллектив столкнулся ещё с одной серьезной трудностью – нехваткой топлива, из-за чего в январе 1942 года фабрика остановилась (Партархив Кировского обкома КПСС, ф.126, оп.1, д.40, л. 24).
преговщик отделочного цеха,
на фабрике с 1937 года.
на фабрике с 1908 года.
С момента основания фабрики основным топливом для её котельной были дрова, сплавляемые в плотах по реке Вятке. С начала войны часть дров стала поступать по Котласской железной дороге на станцию Гирсово. На разгрузку составов ездили рабочие фабрики, в основном – женщины. Разгрузочных машин не было, вся работа велась вручную: восемь – десять женщин брались за шестиметровое бревно диаметром до 35 см., поднимали его на вытянутых руках и перебрасывали за борт вагона. Это было не только очень тяжело, но и опасно. Все четыре военных года, по нескольку раз в месяц, отработав смену на фабрике, разгружали дрова А.И. Агалакова, К.К. Казакова, М.А. Урванцева, О.К. Рылова, В.А. Проворова, А.Н, Проворова, М.Д. Володина, А.М. Загоскина, А.М. Рычкова, Л.П. Рублёва и многие другие. Приходилось ездить на заготовку леса в Кайский и Стахановский леспромхозы, вручную пилить и валить деревья в лесу. Летом заготовляли торф, собирали на лугах за фабрикой плавник. Привезенные на лошадях дрова нужно было распилить, поднести к котельной. Всё это также делалось вручную. Сейчас трудно себе представить, как могли усталые, полуголодные женщины выполнять эту тяжелую работу. Но делали, зная, что работают на нужды фронта, помогая тем, кто бьётся с врагом.
И всё же работавшая на дровах котельная не могла обеспечить фабрику паром и электричеством, поэтому в 1943 году начался перевод энергетического хозяйства на каменный уголь. Возить его на лошадях было невозможно, и тогда было решено от станции Гирсово до двора фабрики проложить узкоколейную железную дорогу, строительство которой стало ещё одной страницей стойкости самоотверженности рабочих фабрики. Строили её своими силами более полугода – с ноября 1942 по май 1943 года. Все рабочие поочерёдно по месяцу трудились на стройке. Механизмов не было, всё делалось при помощи лома, лопаты да носилок. В осеннюю грязь, в весенний разлив, в сорокаградусные январские морозы возводили насыпь, укладывали шпалы и рельсы. Зато как большой праздник встретили первый поезд с углём.
Разгрузку угольных эшелонов в Гирсово также вели рабочие фабрики. Чтобы не останавливалось производство, трудились там после смены и в выходные дни. Комсомольцы организовали оперативный отряд грузчиков, по три человека на вагон. Однажды бригада девушек с трудом открыла люк вагона, но не успели они опомниться, как вместе с потоком угля оказались под вагоном. Помятые, грязные, с трудом выбрались работницы из завала.
С поступлением угля котлы новой котельной стали давать больше пара, но бывали дни, когда пара всё-таки не хватало. Тогда пускали старую котельную, уголь к ней подвозили на вагонетках, которые толкали руками; вручную загружали котёл, шуровали его, выгребали шлак. В 1944 году был проведён ремонт паросилового хозяйства: переделана топка угольного котла, отремонтирована паровая машина.
Но всё же порой из-за нехватки энергии машины внезапно останавливались, и тогда рабочие прилагали героические усилия. Чтобы предотвратить брак. Вот как вспоминает об этом Зинаида Дмитриевна Стульникова. Вместе с подручной, Ниной Гавриловной Злобиной, она резала бобины филиграна. Оставалось дорезать совсем немного, как электроэнергия отключилась и станок остановился. Тогда, чтобы предотвратить брак, работницы четыре часа по очереди вручную крутили ременную передачу и успешно завершили работу.
Во время войны пришлось вести большие ремонтные работы. Обветшала плотина через реку Медянку, грозила обвалиться, а это могло повлечь остановку фабрики. Пришлось сломать старый мост, вычистить котлован, заново сделать опалубку и уложить бетон в тело плотины. Землю копали лопатами, поднимали из котлована на носилках, на носилках же носили бетон. Единственным механизмом была бетономешалка.
У цеха № 1 прохудилась крыша. Бумагоделательные машины залило дождём. Пришлось опять-таки на носилках по временным, шатким трапам поднимать бетон и заливать его на крышу.
Фабрика имела подсобное хозяйство в деревне Шлякши. С ранней весны и до поздней осени трудились на его полях рабочие, главным образом женщины и молодёжь. Немногочисленные лошади падали от усталости и бескормицы, тогда женщины брались за лопаты. Копали поля, сеяли хлеб, сажали овощи. Вручную косили траву, жали рожь, копали картофель. Зимой эти продукты были немалым подспорьем к скудному военному пайку.
В таких невероятно трудных условиях коллектив «Красного Курсанта» выполнял напряженный производственный план. В 1942 году рабочие и служащие фабрики включились во Всесоюзное социалистическое соревнование. 90% рабочих «Красного Курсанта» перевыполняли нормы, 225 были стахановцами. Лучшие из них – Ф.А. Олькова, Е.А. Медведева, А.П. Новосёлова, А.И. Потанина и другие постоянно возглавляли соревнование, носили почётное звание «двухсотниц».
работница окончательного цеха,
на фабрике с 1912 года.
на фабрике с 1939 года.
В 1942 году производительность труда на в целом на фабрике более чем на 34% превысила плановое задание, а себестоимость продукции была снижена на 8%. Производство продукции постоянно нарастало. Об этом говорят цифры: в 1944 году было выработано 468 тонн бумаги. План 9 месяцев победного 1945 года выполнен на 102,9%, себестоимость продукции снижена на 7,5% при одновременном улучшении её качества. Всего в 1945 году изготовлено 598 тонн бумаги.
В октябре 1945 года Кировский обком ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся присудили фабрике Красное знамя, а Наркомат целлюлозно-бумажной промышленности и ВЦСПА – денежную премию. 371 работник фабрики был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», многие отмечены нагрудным знаком «Отличник социалистического соревнования».
Большой вклад в трудовые победы «Красного Курсанта» внесли его директора: Александр Филиппович Наумов, Иван Николаевич Лебедев, Иван Сергеевич Осташенков; главные инженеры, начальники цехов и служб Е.К. Бокова, А.Т. Бородулькин, И.Г. Голик, В.М. Жилин, П.В. Ильин, А.В. Исупов, В.Н. Кошкарёв, М.М. Лосев, А.И. Лебедев, К.В. Масленников, А.П. Мельниченко, В.К. Ничего, Н.Д.Попов, М.А. Потехина, Р.П. Рубинштейн, М.И. Скрупский, Л.В. Тарачков и другие.
Душой коллектива была партийная организация, возглавлявшаяся секретарями Александром Алексеевичем Метелёвым, Евдокией Константиновной Боковой, Степаном Филипповичем Потаповым.
Трудясь не покладая рук, порой через силу, рабочие и служащие «Красного Курсанта» помогали фронту. Но их вклад в Победу над фашизмом – это не только сделанная продукция. В первые дни Великой отечественной войны общее собрание коллектива фабрики постановило: вплоть до победы отчислять ежемесячно однодневный заработок в Фонд обороны, собрать для бойцов на фронте тёплую одежду, внести деньги на строительство танковой колонны.
Обязательство было выполнено. За счет резервов производства, сверхурочной работы для фронтовиков изготовляли курительную бумагу. Только к 26-ой годовщине Октября на фронт, в подарок бойцам было выслано пять тысяч книжек курительной бумаги. Теплом и заботой окружали рабочие раненых, лечившихся в госпитале в посёлке Мурыгино.
Фронт… Его тревожное напряжение ощущалось повсюду. На передовой и в глубоком тылу советские люди делали всё, чтобы отстоять честь и независимость любимой Родины. И труженики «Красного Курсанта» внесли в дело Победы свой достойный, весомый вклад.